1.Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
3.Приказ КОПО ЛО_11.12.2023 № 53_Порядок проведения итогового сочинения
РАСПОРЯЖЕНИЕ_О сроках и местах регистрации_ИСИ_2024-2025 уг
Основной день — 4 декабря 2024 года.
Резервные дни — 5 февраля 2025 г. и 9 апреля 2025 г.
Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации для выпускников школ, выпускники прошлых лет пишут его пожеланию.
Вузы имеют право объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов (по желанию поступающего).
Продолжительность написания – 3 часа 55 минут или 235 минут.
Сочинение будут оцениваться по принципу «зачет»/»незачет».
Ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети — инвалиды могут писать не сочинение, а изложение, в таком случае время работы продлевается на 1,5 час.
Заявления выпускниками текущего года подаются лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
При подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или индивидуальной программы реабилитации для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности и выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Подают не позднее указанного срока заявление с указанием выбора сочинения или изложения в орган местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Ленинградской области (указать ваш комитет, место, время работы, специалиста):
- обучающиеся, получающие среднее общее образование, в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования).
- выпускники прошлых лет, в том числе:
- лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования;
- граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях.
Заявления перечисленными категориями подаются лично на основании документа, удостоверяющего личность, при подаче заявления предъявляются оригиналы документов об образовании. Документы на иностранном языке должны сопровождаться нотариально заверенным переводом.
Писать сочинение выпускники текущего года будут в своих школах, а выпускники прошлых лет – в школах, назначенных органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (указать свой комитет).
Напомним, что итоговое сочинение (изложение) является допуском к ГИА-11: «зачет» — есть допуск, «незачет» — нет допуска.
Кто пишет итоговое сочинение? Итоговое сочинение вправе писать обучающихся XI (XII) классов, экстерны, по желанию: обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет, лица со справкой об обучении.
Как и куда подают заявление на участие в итоговом сочинении?
Для участия в итоговом сочинении участники подают заявления и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до даты его проведения: обучающиеся – по месту учебы, экстерны – в образовательные организации по их выбору, лица со справкой об обучении – в образовательные организации, в которых они восстановлены для прохождения ГИА, остальные — в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти на местах.
Сколько времени отводится? На написание итогового сочинения отводят 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц с ОВЗ, детей – инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Кто допускается к итоговому сочинению повторно? Повторно допускаются к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки:
обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;
участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Требования к итоговому сочинению
Итоговое сочинение в 2024 году пройдет 4 декабря. Также есть резервные дни — 5 февраля и 9 апреля 2025 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Вот каким должно быть итоговое сочинение:
- Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис),
- собственное мнение, которое доказывается аргументами,
- аргумент 1 (доказательство и микровывод),
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
- вывод (итог рассуждений).
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят незачет, если мысль ясна — зачет.
5. Грамотность
Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, добре и зле, свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы
- Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
- А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- М. Горький. «Старуха Изергиль»
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- А. Грин. «Зеленая лампа»
- М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
- А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
- С. Есенин. «Черный человек»
- А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребенка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы
- Л. Н. Толстой. «Война и мир»
- Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
- Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
- Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- О. Хаксли. «О дивный новый мир»
- И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
- Дж. Оруэлл. «1984»
- Е. И. Замятин. «Мы»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
- Д. Киз. «Цветы для Элджернона»
Какую тему выбрать на экзамене
Какие темы будут на итоговом сочинении — 2025, вы узнаете только на экзамене. Однако, как мы уже сказали, темы берутся из закрытого банка ФИПИ. Это значит, что в качестве тренировки подойдут все демоверсии последних лет, а также темы, использованные на реальном экзамене в разных регионах.