Служба медиации

План работы службы медиации на 2024-2025 год

Ответственный медиатор школы Ермилова Мария Владимировна 

Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица. Нельзя утверждать, что ранее применялась медиация в том виде, в котором она сформировалась и существует на настоящий момент. Можно говорить лишь о применении методов примирения сторон с участием нейтрального посредника.

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Метод «Школьная медиация» — это (инновационный) метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации (ОО) и состоящая из работников ОО, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Цель: Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе — при возникновении трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи:

  • Создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в ТЖС и находящихся в социально опасном положении (СОП), детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
  • Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в ТЖС и находящимися в СОП, детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
  • Внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы;
  • Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в ОО для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
  • Повышении эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
  • Повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
  • Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
  • Развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в ОО.

Основа деятельности служб школьной медиации

• Разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в ОО, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

• Предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

• Обеспечение формирования и обучения «групп равных»;

• Координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

• Обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли комедиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

• Использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

• Использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в СОП;

• Использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

• Применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями КДН и ЗП;

• Использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенной коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

— добровольность;

— равноправие сторон;

— нейтральность (!);

— беспристрастность медиатора (!);

— конфиденциальность.

Этапы медиации

1. Вступительное слово медиатора.

2. Презентация сторон.

3. Дискуссия.

4. Кокус.

5. Формирование повестки дня.

6. Выработка предложений.

7. Подготовка соглашения.

8. Выход из медиации.

Что делает посредник-медиатор?

Медиатор обучен (функции):

  • анализировать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;
  • быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;
  • быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;
  • быть испытателем реалистичности и осуществимости, помогая сторонам выстраивать разумные и реалистичные предложения.

Ожидаемые результаты

• Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучение детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

• Снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; • Сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

• Формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

• Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

Полезные ссылки

1. https://youtu.be/wLEXPs0NJNo 

2. http://www.youtube.com/watch?v=EkZbCsQlvRY

3. https://youtu.be/CRp0lENfhLI

4. https://vk.com/doc529080297_592834001?hash=dbe138363db538b3e2

5. https://youtu.be/J4JiFrPCZbI

6. https://psy.su/feed/9009/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm _source=

7. https://www.youtube.com/watch?v=UmkqRoqDoDI

8. https://vk.com/doc529080297_592834033?hash=6f6464ca1c36b9782e