Разработчики контрольных измерительных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений проводят серию онлайн-консультаций «На все 100» для будущих участников экзаменов и учителей

 

В ходе онлайн-консультаций можно будет получить самую актуальную информацию об экзаменационных материалах ЕГЭ 2023 года: структуре и содержании экзаменационной работы, изменениях, которые произошли в этом году. Эксперты ФИПИ расскажут, на какие задания стоит обратить особое внимание и как правильно выстроить работу по подготовке к ЕГЭ, как избежать типичных ошибок и лучше использовать доступные ресурсы для подготовки.

Консультации начнутся 17 октября и будут проводиться в 12:00. В течение месяца выпускники смогут получить информацию о подготовке к ЕГЭ по всем предметам, а также итоговому сочинению. Консультации будут транслироваться в онлайн-режиме на странице Рособрнадзора «ВКонтакте», на Rutube и других аккаунтах Рособрнадзора в социальных сетях.

В соцсети «ВКонтакте» все желающие смогут напрямую задать свои вопросы разработчикам экзаменационных материалов и получить ответы в онлайн-режиме. Позднее видеозаписи консультаций будут опубликованы на интернет-ресурсах Рособрнадзора и ФИПИ.

Расписание консультаций:

17 октября – итоговое сочинение

18 октября – ЕГЭ по физике

21 октября – ЕГЭ по русскому языку

24 октября – ЕГЭ по математике

25 октября – ЕГЭ по информатике и ИКТ

27  октября – ЕГЭ по географии

28 октября – ЕГЭ по биологии

1 ноября – ЕГЭ по обществознанию

7 ноября – ЕГЭ по химии

8 ноября – ЕГЭ по литературе

10 ноября – ЕГЭ по иностранным языкам

11 ноября – ЕГЭ по истории

 

 

 

 

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Итоговое сочинение

Эфир, посвященный подготовке к итоговому сочинению, открыл новый цикл онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). О требованиях к итоговому сочинению, критериях его оценивания, литературном материале, который можно привлекать при написании сочинения, рассказала ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина.

Она напомнила, что к сочинению есть два основных требования, невыполнение любого из которых автоматически ведет к оценке «незачет»: объем не менее 250 слов (рекомендуемый – от 350 слов) и самостоятельность написания итогового сочинения. Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». В этом году критерии оценивания не изменились.

«Вы свободны в том, как организовать написание сочинения, в выборе литературного материала, примеров и аргументов, с помощью которых можно раскрыть тему», — отметила Елена Зинина.

В качестве литературного материала при написании сочинения можно привлекать не только произведения из школьной программы, но любую художественную литературу, опубликованную в печатном виде или в интернете, в том числе произведения современных российских и зарубежных авторов, народные сказки, тексты священных писаний, сценариев фильмов, а также биографическую, мемуарную, историческую, научную и иную литературу и литературную критику. В дополнение к литературным аргументам можно использовать аргументы и из жизненного опыта, но привлекать литературный материал при этом все равно необходимо.

Елена Зинина напомнила, что в этом году изменились подходы к формированию комплектов тем итогового сочинения. Открытые тематические направления итогового сочинения на конкретный учебный год больше публиковаться не будут. Вместо этого формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Банк тем включает в себя три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Из каждого раздела выпускникам будет предложено для выбора по две темы, таким образом написать сочинение можно будет по одной из шести тем.

Елена Зинина ответила на вопросы зрителей эфира о различных нюансах написания итогового сочинения и подготовки к нему.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Физика

В рамках онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) прошел эфир, посвященный экзамену по физике. Об особенностях выполнения экзаменационной работы и изменениях, которые ждут участников экзамена в 2023 году, рассказал член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике Сергей Стрыгин.

Он сообщил, что существенных изменений в КИМ ЕГЭ в этом году не произошло. Экзаменационная работа состоит из 30 заданий: 23 задания в первой части и 7 заданий во второй части. В этом году расширилась тематика задания 30: кроме задач на применение законов Ньютона и задач на применение законов сохранения в механике добавлены задачи по статике.

Сергей Стрыгин подробно рассказал о структуре КИМ ЕГЭ по физике, тематике заданий, которые могут встретиться в экзаменационной работе, специфике выполнения различных заданий, а также ответил на вопросы зрителей эфира.

«На экзамен отведено 3 часа 55 минут, и за это время надо успеть много: не только решить задачи, но и правильно их оформить. Я бы посоветовал основные законы и ход решения задачи набросать на черновике, и после того, как вы решили задачу, сразу оформлять ее на чистовик, чтобы не терять время», — посоветовал Сергей Стрыгин.

В решении задачи необходимо сперва указать формулы, а каждую физическую формулу, которой нет в кодификаторе, нужно вывести прежде, чем использовать ее при решении. В заданиях второй части важно не забыть указать в ответе единицы измерения. Это поможет избежать наиболее распространенных ошибок.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Русский язык

Эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по русскому языку, продолжил серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский рассказал о нюансах выполнения экзаменационной работы и изменениях 2023 года.

«Изменения в ЕГЭ по русскому языку есть, их немного и они все плановые», — сообщил он.

В ЕГЭ-2023 по русскому языку изменились формулировки, система ответов и спектр предъявляемого языкового  материала в отдельных заданиях. В критериях оценивания соблюдения орфографических и пунктуационных норм исключено понятие «негрубая ошибка».

Роман Дощинский рекомендовал при подготовке обратить внимание на вопросы, связанные со стилистическим анализом текста, а не только орфографией и пунктуацией. Он также посоветовал будущим выпускникам ознакомиться с кодификатором элементов содержания, чтобы знать, какие темы могут встретиться в конкретных заданиях. Важно также обратить внимание на правильность оформления ответов.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 «На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Математика

Эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по базовой и профильной математике, продолжил серию онлайн-консультаций ЕГЭ-подкаста «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по математике Иван Ященко рассказал о нюансах выполнения экзаменационной работы, изменениях 2023 года и ответил на вопросы выпускников и педагогов.

Содержательных изменений в ЕГЭ по базовой и профильной математике в 2023 году не будет. Поменяется только структура работы, задания будут сгруппированы по тематическим блокам.

«Самый неэффективный способ подготовки – это прорешивать много вариантов. Подготовка должна быть тематической. Регулярно тренируйтесь на решении несложных задач, это придаст уверенность в своих силах и поможет отработать технику», — посоветовал Иван Ященко.

Он также заверил, что все методы, необходимые для решения заданий ЕГЭ, есть в учебниках математики базового и углубленного уровней. «Не надо пытаться изучать какие-то дополнительные методы, они будут скорее вредны, чем полезны, вы в них запутаетесь», — отметил Иван Ященко.

Он рассказал, что наиболее часто встречающаяся ошибка у участников ЕГЭ по математике – неправильно прочитанное условие задачи. Также часты арифметические ошибки, особенно если вести подсчеты в уме, поэтому лучше сделать это на бумаге.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

 «На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Информатика

В рамках серии онлайн-консультаций Рособрнадзора от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «На все 100» прошел эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ-2023 по информатике. Об экзаменационной работе и особенностях подготовки к ЕГЭ по данному предмету рассказал руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике Сергей Крылов.

Он сообщил, что радикальных изменений в ЕГЭ по информатике в этом учебном году не планируется. Как обычно, происходит ежегодное обновление сюжетов отдельных заданий при сохранении тематики и уровня сложности. В обязательном порядке обновляется сюжет заданий 26, 27 высокого уровня сложности при сохранении тематики, спецификации и системы оценивания.

На ЕГЭ 2023 года видоизменены линии заданий 6 и 22. Задание 6 будет ориентировано на анализ алгоритма для конкретного исполнителя, определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Задания линии 22 призваны привлечь внимание к параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных/многопоточных вычислений. Это задание будет выполняться с использованием файла, содержащего информацию, необходимую для решения задачи.

«На экзамене нужно внимательно читать задания, не спешить их выполнять, а сначала разобраться, что требуется найти и как должен быть записан ответ. В заданиях высокого уровня сложности 26 и 27 на программирование нужно сначала составить план решения», — посоветовал Сергей Крылов.

При подготовке к ЕГЭ по информатике он порекомендовал уделить особое внимание практическому программированию (файлы, массивы, сортировка), организации вычислений в электронных таблицах, методам измерения количества информации и межпредметным связям с математикой.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

География

Серию онлайн-консультаций подкаста по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжил эфир, посвященный экзамену по географии. Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по географии Александр Лобжанидзе рассказал об особенностях выполнения отдельных заданий и ответил на вопросы будущих участников экзамена.

Структура экзаменационной работы по географии в 2023 году не изменилась. Особое внимание при подготовке Александр Лобжанидзе рекомендовал уделить тематическому разделу «География России», так как к нему будет относиться больше всего заданий в ЕГЭ: 11 из 31.

Политико-административой картой России и политической картой мира, которые включены в комплект справочных материалов, нужно будет воспользоваться при выполнении заданий 1, 9, 24, 25, а также ряда других заданий, где для правильного ответа необходимо понимание положения на карте отдельных стран или регионов. Также комплект справочных материалов содержит две статистические таблицы, которые понадобятся для выполнения заданий 19-20 и 26-27.

«В заданиях на установление последовательности необходимо обратить особое внимание на то, как формулируется задание: нужно ли расположить объекты в порядке возрастания или убывания. Одна из наиболее характерных ошибок – сделать ровно наоборот», — отметил Александр Лобжанидзе. При работе со статистическими данными необходимо уделять внимание не только исходному и итоговому значениям показателя, но и промежуточным.

Александр Лобжанидзе также посоветовал при подготовке к ЕГЭ актуализировать некоторую информацию из учебников. «При определении ведущих стран необходимо следить за текущей информацией. Например, первой страной по численности населения на сегодня является Индия, а не Китай, как это было еще год назад», — отметил он.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Биология

Эфир, посвященный подготовке к ЕГЭ по биологии, продолжил онлайн-консультаций Рособрнадзора от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Об экзаменационной работе и изменениях, которые ждут участников экзамена в 2023 году, рассказала член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по биологии Татьяна Шопенская.

В ЕГЭ 2023 года по биологии количество заданий увеличено с 28 до 29. Из прошлогодней экзаменационной работы убрана линия заданий 24 на исправление неверных утверждений. В линию 3 добавлены расчётные задачи по экологии и физиологии человека. В задании 27 (бывшее 26) добавлены вопросы по клеточной биологии и генетике.

Во второй части собран мини-модуль из двух заданий: 23 – методология биологического эксперимента и 24 –  выводы и прогнозы по результатам эксперимента. В первой части также объединены в единые модули задания содержательных блоков «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье». Задания с кратким ответом, проверяющие знания бактерий и вирусов, будут представлены в заданиях блока «Клетка и организм – биологические системы». Также в ЕГЭ-2023 увеличилось количество заданий с рисунком – это задания 1, 5-6, 9-10, 13-14, 25.

Для самостоятельной подготовке к экзаменам Татьяна Шопенская порекомендовала «Навигатор подготовки» на сайте ФИПИ, где по каждому из тематических разделов указаны элементы содержания каждой из тем, учебники федерального перечня, в которых можно взять информацию по темам, и конкретные параграфы в этих учебниках, ссылки на уроки Российской электронной школы и задания открытого банка для каждого элемента содержания. Также при подготовке стоит ознакомиться с методическими рекомендациями обучающимся, которые содержат разбор отдельных заданий.

Татьяна Шопенская ответила на вопросы будущих выпускников и педагогов о содержании и особенностях выполнения отдельных заданий.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

«На все 100!» — онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ-2023

Обществознание

Серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ «На все 100» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжил эфир, посвященный экзамену по обществознанию. Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова рассказала об изменениях 2023 года, дала советы по подготовке и выполнению отдельных заданий и ответила на вопросы выпускников и учителей.

По ее словам, в экзаменационной работе по обществознанию 2023 года произошли незначительные корректировки. Была изменена формулировка задания 18. Понятия, которые могут встретиться в этом задании, перечислены в кодификаторе. Детализирована формулировка задания 25 и изменена система его оценивания. К выполнению этого задания необходимо подойти творчески, а не пытаться подогнать ответ под некий шаблон.

«Не забывайте внимательно читать условие каждого задания, которое вам предложено, что именно должен содержать ответ», — посоветовала Татьяна Лискова.

Видеозапись эфира доступна на страницах Рособрнадзора «ВКонтакте» и других социальных сетях.

 

7 ноября в 12:00 серию онлайн-консультаций по подготовке к ЕГЭ продолжит эфир, посвященный экзамену по химии.